Алгоритм действий в случаях выявления жестокого отношения к ребёнку в семье

1. Обратить внимание на особенности поведения родителей с ребёнком

2. Побеседовать с родителями на волнующую вас тему (как наказываете ребёнка, кто наказывает ребёнка, бывает ли ребёнок свидетелем ссор родителей, соседей; выяснить причины происхождения синяка, ссадины). Обратить особое внимание на то, если в беседе о ребёнке родитель проявляет:

  • Настороженность или безразличие;
  • Чрезмерную озабоченность;
  • На жалобы по поводу поведения ребёнка реагирует слишком эмоционально или наоборот холодно.

Действия педагога:

1. Завоевать доверие ребёнка, наблюдать за ним, обращая внимание на признаки (см. памятка I).

2. Завести специальный «Дневник наблюдений за особым ребёнком», где фиксируется дата, случаи или поведенческие реакции, рассказы ребёнка, сюжеты игр и иные ситуации, не являющиеся типичными для поведения дошкольника. Например:

Дата Случаи или поведенческие реакции, рассказы ребёнка, сюжеты игр и иные ситуации, не являющиеся типичными для поведения дошкольника Профессиональная реакция
12 сентября Оля пришла в детский сад с синяком на спине. Она сказала: я не собрала игрушки, а мне мама как стукнула по спине тапком. Побеседовала с Олей. Сообщила о случае психологу Петровой Н.П.  Вечером побеседовала с мамой. 
25 октября Ира играет с мальчиками. Она их целует, обнимает. Серёжа сказал, что «меня Ира прям как женщина целует». Наблюдала за играми детей. Ира играет адекватно. Обратилась к психологу Петровой Н.П. она понаблюдала. Сказала, что это нормально. Ребёнок таким образом компенсирует недостаток родительской любви и проявляет первую влюблённость в мальчика.

3. Если у ребёнка есть братья, сестры, то постараться установить с ними контакт. Побеседовать о семейной ситуации.

4. Если ваши предположения подтвердились – немедленно обращайтесь:

  • К заведующей ДОУ.
  • К медицинскому руководителю (зафиксировать следы побоев, синяки, ссадины)
  • К психологу.

Очень важно стоять на охране и защите прав ребёнка. Основой для этого могут быть доверительные отношения воспитателя и ребёнка. Дети могут бояться рассказать правду о проблемах в семье, постесняться открыть тайну. В этом случае педагогу необходимо иметь в виду следующее:

1. Ребёнку потребовалось большое мужество, чтобы сделать шаг и поделиться тайной. За это его обязательно надо похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьёзно относятся к его проблеме. Вы можете травмировать ребёнка, выражая сомнение в верности его слов.

2. Нельзя показывать ребёнку свои чувства (испуг, гнев, смятение, отвращение).

3. Нельзя при других детях в среде коллег обсуждать увиденное или услышанное, выражая своё отношение.

4. Воздержитесь от обвинений в адрес человека (родителя), совершившего проступок. Часто ребёнок, несмотря ни на что, продолжает любить этого человека и эмоционально к нему привязан.

5. Проявите понимание к возможным чувствам вины и стыда ребёнка, но не укрепляйте в нем этих чувств сами.

6. Никогда не просите сохранить ребёнка ваш разговор в тайне. Но отнеситесь с пониманием, если он попросит сохранить тайну.

7. Объясните, что существует возможность прекратить случаи насилия и жестокости с помощью других людей, и что это нужно сделать как в интересах самого ребёнка, так и в интересах другого человека, который совершил проступок .

8. Возможно допущение промежуточного решения: давай вернёмся к этому разговору через день (час, вечером и т.п.)

9. Держите обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что дальше ребёнку в таком положении оставаться нельзя. В этом случае надо его поставить в известность и предупредить, что вы хотите предпринять некоторые меры по защите ребёнка.

Может случиться так, что ребёнок расскажет о своей тайне не педагогу, а другим детям. Тогда ваша позиция такова:

1. Реагировать как можно более нейтрально (не проявлять своих чувств, не давать оценок случившемуся).

2. Дать понять, что проблему ребёнка поняли (молодец, что ты рассказал о таком событии, это очень важно).

3. Оградить ребёнка от реакции других детей (это сложная проблема и мы решим её с Алиной вдвоём) .

4. Уделить максимум внимания ребёнку.

В случае, если нарушение прав ребёнка или насилие произошло со стороны незнакомых взрослых, тогда не только он сам, но и его родители нуждаются в помощи. Они сами пережили шок и находятся в растерянности. Действия педагога:

1. Поставить в известность заведующую ДОУ.

2. Обратиться за помощью к специалистам (психологу, адвокатам, представителям специальных служб).

3. Первыми не начинать с родителями беседы, расспросы о случившемся. Если сами родители или ребёнок коснутся этой темы, то важно выразить понимание проблемы и готовность поддержать семью и ребёнка в период реабилитации.

4. Выполнять рекомендации, которые даст специалист (психолог, адвокат, представитель компетентных органов).

5. Не обсуждать в кругу коллег трудную семейную ситуацию ребёнка. Не выражать никакого к ней отношения.